«Экскурсия - это искусство живой беседы на основе эрудиции»
А.З. Крейн

Всеволод Иванов писал: «Человек не может дышать, не зная истины и не имея родины!» Что значит «не имея родины»? Ведь всякий человек где - ни будь да родился. Видимо, по мнению известного русского писателя, родину обретает лишь тот, кто любит свою землю, старается познать глубины её прошлого, стремится своим трудом сделать краше и богаче её будущее.

Сегодня с историей родного края школьников знакомят краеведческие музеи и средства массовой информации, произведения художественной литературы и Интернет. Но ребёнку этого недостаточно. Получив знания, он должен иметь возможность ими поделиться. Не ответить у доски выученный урок, а реализовать себя в непосредственном общении со своими сверстниками, чтобы в их глазах увидеть оценку своих знаний, своего труда.

Экскурсоведение - молодая наука, вставшая в один ряд с такими науками, как краеведение и музееведение, является достаточно привлекательной для современных школьников. Это обусловлено тем, что всё больше молодых людей избирают своей будущей профессией туристический бизнес. Готовясь стать туроператорами, менеджерами по туризму, гидами и переводчиками, они хотели бы приобрести начальные навыки сложной и увлекательной профессии экскурсовода.

В литературе, посвященной организации экскурсионной работы существует несколько определений экскурсии, отражающих эволюцию этого процесса в истории. Первоначально экскурсия рассматривалась как прогулка, с практической целью (исследование природы, истории края). Позднее экскурсия стала частью научного процесса. К экскурсиям стали привлекать школьников, сделав ее частью учебно-воспитательного процесса. В советский период экскурсия становится частью массовой культурно-просветительной работы с населением. В настоящее время экскурсия, обогатившись содержанием, формами, тематикой, методикой проведения является неотъемлемой часть туристической деятельности.

Приведем несколько определений термина «экскурсия»

«Экскурсия, проходка, прогулка, выход на поиск чего, для собирания трав и пр.» - В.И. Даль (1882 г.). «Экскурсия – поездка с учебной или научной целью» - Настольный энциклопедический словарь (1895 г.). «Экскурсия – это форма общественно-просветительной работы, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучает... явление в его естественной обстановке» - В. А. Герд (1925). «Экскурсия – коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью» – Малая советская энциклопедия (1931 г.). «Экскурсия – один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения, рабочих и колхозных масс путем выхода из обычной обстановки как для непосредственного наблюдения и исследования явлений природы и общественной жизни, естественных производительных сил, фактов культуры и быта и т. п., так и для наглядного ознакомления с определенными объектами (например, музей, выставка) по заранее определенному плану и, как правило, под специальным руководством» - Большая советская энциклопедия (1933 г.). «Экскурсия – коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью» – Д.Н. Ушаков (1940 г.) «Экскурсия – поездка, прогулка, посещение какого-либо учреждения с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью» – Словарь иностранных слов (1941 г.). «Экскурсия – коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, образовательной или культурно-просветительной целью» – Малая советская энциклопедия (1960 г.). «Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода» – Большая советская энциклопедия (1978 г.). Суммируя данные определения, акцентируя внимание на современном этапе развития экскурсионного дела можно сформулировать определение и ее характерные признаки.

Экскурсия – целенаправленный наглядный процесс познания окружающей действительности, построенный на заранее подобранных исторических, природных, архитектурных, производственных объектах, показ которых происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода), и подчинен раскрытию определенной темы.

Сущность экскурсии – экскурсия имеет свои особенности (признаки) в организации, методике подготовки и проведения. Выделяют шесть признаков экскурсии:

1. Протяженность по времени проведения (от одного академического часа до суток);

2. Наличие экскурсионной группы (20-25 чел.);

3. Наличие квалифицированного руководителя – специалиста в определенной отрасли знаний (экскурсовод);

4. Показ экскурсионных объектов (первичность зрительных впечатлений);

5. Передвижение экскурсионной группы по заранее составленному маршруту;

6. Целенаправленность показа объектов (наличие определенной темы).

Поделиться в соц. сетях:

Вконтакте
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть